Diesel power Воскресенье
22.06.2025
04:22

Приветствую Вас Гость
RSS
Блог Дизеля ГлавнаяРегистрацияВход
Категории раздела
Интересное [56]
Видео [13]
Новое [6]
Наш опрос
На чем вы ездите?
Всего ответов: 83
Поиск
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2009  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2009 » Ноябрь » 02 » Танк, который освободил нашу страну
    01:20
    Танк, который освободил нашу страну

    Украина отметила 65-летие освобождения от гитлеровских захватчиков.

    В эти дни, осенью 44-го, закончилась 1,5-годовая операция, переломившая ход всей второй мировой войны. Символом для многих людей в те годы была тридцать-четвёрка - мощная, манёвренная, скорострельная. Т-34 легенда, под стать былинному герою. О танке, который спас тысячи  жизней и освободил нашу страну - Аким Галимов.

    Кажется, этот танк постарел также, как и он. Краска в несколько слоев на броне - словно морщины на коже.

    Иван Литвиненко, ветеран ВОВ, Герой Советского Союза:

    Мне так и хочется его погладить...

    Они оба в почётном возрасте. Танку за шестьдесят, танкисту за девяносто. Т-34. Для Ивана Литвиненко это не просто боевая машина. Это друг.

    Иван Литвиненко, ветеран ВОВ, Герой Советского Союза:

    Вот этот танк, в который я влюблен окончательно. Со времен ВОВ и по настоящее время.

    Это сейчас он Герой Советского Союза, участник освобождения Украины. А тогда - водитель-механик танка. Бои на Букринском плацдарме, битва за Днепр, Киев, а дальше - всей правобережной Украины. Гусеницы его машины въезжали на оккупированную землю, а покидали - уже освобожденную. Каждая новая высота могла быть последней - но броня крепка, и в этом Иван Литвиненко убеждался не раз.

    Иван Литвиненко, ветеран ВОВ, Герой Советского Союза:

    Счастье мое, наверное, я буду благодарить рабочих за качество брони, и конструктора за конструкцию этого танка.

    Вот фото человека, которому Иван Литвиненко до сих пор благодарен. Главный конструктор тридцатьчетвёрки - Михаил Кошкин.

    Он так и не узнал, что его детище станет самым массовым танком второй мировой войны. А ещё самым лучшим. Инженер умер спустя 5 месяцев после начала серийного производства машины.

    Награды - посмертно, пожелтевшие фотографии и множество книг о танках и об отце. Дочь конструктора Кошкина - Татьяна Шихова - рассказывает, что работа над Т-34 велась нелегко.

    Но ещё сложнее её отцу было отстоять свою модель перед командованием страны. Слишком много новшеств. Дизельный двигатель, вместо бензинового, броня под углом - чтобы снаряды отскакивали, и - гусеницы. Из-за них Т-34 уступал по скорости более лёгким танкам БТ. Поначалу даже военные сомневались в манёвренности машины. "Ваши гусеницы - это калоши на ботинках", говорил маршал Тимошенко. Но главный конструктор - смог убедить: армии нужен именно такой танк.

    Татьяна Шихова, дочь конструктора Т-34 Михаила Кошкина:

    Он отстаивал именно гусеничный танк перед соответствующей комиссией, которая была в Москве, и разговор там был со Сталиным по этому поводу. И решение, которое было принято, что как пишут везде, что Сталин сказал, что не мешайте конструкторам.

    В эти дни Татьяна Шихова принимает много гостей.

    Виктор Янукович побывал на заводе имени Малышева, с конвейера которого сошёл первый Т-34. И теперь - за чашкой чая - с дочкой конструктора только и разговоров, что о легендарной машине.

    Виктор Янукович, лидер фракции Партии регионов:

    Гитлер сказал, что если бы я знал, что в России есть такой танк, как Т-34, то я, может, и не начинал бы войну.

    А это - Ирина. Внучка второго конструктора - Александра Морозова. Вместе с ним Кошкин создавал супер-танк. Ирина уже 20 лет работает на танковом заводе. Принимает и испытывает тяжёлые машины. На выбор профессии повлиял дед, его преданность своему делу.

    Ирина Морозова, внучка конструктора Т-34 Александра Морозова:

    В свободное время он мог разговаривать с нами и мог в то же время… у него работали мозги в два направления. Он мог спокойно с тобой общаться и тут же вспомнить какую-то. Т.е. у него в голове постоянно работала мысль.  Если мысль какая-то появлялась, он мгновенно переносил это на бумагу. Т.е. работа у него в мозгу не прерывалась ни на секунду.

    Это под его руководством, уже после смерти Кошкина, модернизировали тридцатьчетвёрку. Меняли пушки, башни. Но главная формула  - сочетание огневой мощи, брони и манёвренности - оставалась неизменной.

    Бесценными качествами 34 - оказались ее простота. Это оценили и солдаты, и враги. В боях - простота и неприхотливость - сыграли свою роль. Шесть танковых армий, сформированных в основном из Т-34, которые освобождали Украину, -  представляли серьёзную угрозу войскам вермахта. Уже тогда немецкое командование понимало, если бронетехника Красной армии форсирует Днепр - это решит исход всей войны. Битва за Днепр была ключевой в освобождении Украины. Потери советских войск - по разным подсчётам - до миллиона человек. И - победа на правом берегу.

    Теперь перед Т-34 препятствий не было. Днепровско-Карпатская операция - одновременное наступление 2 тысяч танков по всему украинскому фронту - то, чего так боялся противник.

    Пётр Холодов, ветеран ВОВ:

    Машину эту хвалили и во время войны, она пехоту поддерживала, артиллерию, 25 километров в сутки проходили танковые войска в результате наличия именно Т-34.

    Он учился на танкиста, но судьба распорядилась иначе. Пётр Холодов освобождал Украину пулемётчиком. Пехота. Они были на передовой, шли уверенно - ведь сзади их прикрывали танки. Рассказывает, бои за правобережье - в 44-м не закончились бы победой, если бы не эти машины. 

    Петр Холодов, ветеран ВОВ:

    Т-34 остался непревзойденным танком, он не был идеален, но в сравнении с тем, что мы имели, Шальмана, Валентайн, Т-34 такая машина была, которую действительно любили военные.

    За время войны - выпустили около 35 тысяч Т-34. Танк разработали в Харькове, но собирали по всей стране - на семи заводах.

    Всё, что изобретали позже, - по сути, лишь модернизация детища Кошкина и Морозова. Т-34 давно списан из украинских вооружённых сил, но в некоторых странах мира - этот танк до сих пор главная единица ударной бронетехники.

    Спустя 65 лет, машина-зверь превратилась в машину-звезду. Снимается во всех фильмах о Великой отечественной. Самый массовый танк, теперь действительно ушел в массы. Такие памятники "тридцатьчетверке" есть почти в каждом украинском городе.  Как свой символ общей победы.

    Аким Галимов, "Подробности недели", телеканал "Интер".

    Подробности-ТВ

    http://podrobnosti.ua/podrobnosti/2009/11/01/640646.html

    Категория: Интересное | Просмотров: 899 | Добавил: seav067 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2025
    Сайт управляется системой uCoz