Украина отметила 65-летие освобождения от гитлеровских захватчиков.
В эти дни, осенью 44-го, закончилась 1,5-годовая
операция, переломившая ход всей второй мировой войны. Символом для
многих людей в те годы была тридцать-четвёрка - мощная, манёвренная,
скорострельная. Т-34 легенда, под стать былинному герою. О танке,
который спас тысячи жизней и освободил нашу страну - Аким Галимов.
Кажется, этот танк постарел также, как и он. Краска в несколько слоев на броне - словно морщины на коже.
Иван Литвиненко, ветеран ВОВ, Герой Советского Союза:
Мне так и хочется его погладить...
Они оба в почётном возрасте. Танку за шестьдесят,
танкисту за девяносто. Т-34. Для Ивана Литвиненко это не просто боевая
машина. Это друг.
Иван Литвиненко, ветеран ВОВ, Герой Советского Союза:
Вот этот танк, в который я влюблен окончательно. Со времен ВОВ и по настоящее время.
Это сейчас он Герой Советского Союза, участник
освобождения Украины. А тогда - водитель-механик танка. Бои на
Букринском плацдарме, битва за Днепр, Киев, а дальше - всей
правобережной Украины. Гусеницы его машины въезжали на оккупированную
землю, а покидали - уже освобожденную. Каждая новая высота могла быть
последней - но броня крепка, и в этом Иван Литвиненко убеждался не раз.
Иван Литвиненко, ветеран ВОВ, Герой Советского Союза:
Счастье мое, наверное, я буду благодарить рабочих за качество брони, и конструктора за конструкцию этого танка.
Вот фото человека, которому Иван Литвиненко до сих пор благодарен. Главный конструктор тридцатьчетвёрки - Михаил Кошкин.
Он так и не узнал, что его детище станет самым
массовым танком второй мировой войны. А ещё самым лучшим. Инженер умер
спустя 5 месяцев после начала серийного производства машины.
Награды - посмертно, пожелтевшие фотографии и
множество книг о танках и об отце. Дочь конструктора Кошкина - Татьяна
Шихова - рассказывает, что работа над Т-34 велась нелегко.
Но ещё сложнее её отцу было отстоять свою модель
перед командованием страны. Слишком много новшеств. Дизельный
двигатель, вместо бензинового, броня под углом - чтобы снаряды
отскакивали, и - гусеницы. Из-за них Т-34 уступал по скорости более
лёгким танкам БТ. Поначалу даже военные сомневались в манёвренности
машины. "Ваши гусеницы - это калоши на ботинках", говорил маршал
Тимошенко. Но главный конструктор - смог убедить: армии нужен именно
такой танк.
Татьяна Шихова, дочь конструктора Т-34 Михаила Кошкина:
Он отстаивал именно гусеничный танк перед
соответствующей комиссией, которая была в Москве, и разговор там был со
Сталиным по этому поводу. И решение, которое было принято, что как
пишут везде, что Сталин сказал, что не мешайте конструкторам.
В эти дни Татьяна Шихова принимает много гостей.
Виктор Янукович побывал на заводе имени Малышева, с
конвейера которого сошёл первый Т-34. И теперь - за чашкой чая - с
дочкой конструктора только и разговоров, что о легендарной машине.
Виктор Янукович, лидер фракции Партии регионов:
Гитлер сказал, что если бы я знал, что в России есть такой танк, как Т-34, то я, может, и не начинал бы войну.
А это - Ирина. Внучка второго конструктора -
Александра Морозова. Вместе с ним Кошкин создавал супер-танк. Ирина уже
20 лет работает на танковом заводе. Принимает и испытывает тяжёлые
машины. На выбор профессии повлиял дед, его преданность своему делу.
Ирина Морозова, внучка конструктора Т-34 Александра Морозова:
В свободное время он мог разговаривать с нами и
мог в то же время… у него работали мозги в два направления. Он мог
спокойно с тобой общаться и тут же вспомнить какую-то. Т.е. у него в
голове постоянно работала мысль. Если мысль какая-то появлялась, он
мгновенно переносил это на бумагу. Т.е. работа у него в мозгу не
прерывалась ни на секунду.
Это под его руководством, уже после смерти Кошкина,
модернизировали тридцатьчетвёрку. Меняли пушки, башни. Но главная
формула - сочетание огневой мощи, брони и манёвренности - оставалась
неизменной.
Бесценными качествами 34 - оказались ее простота.
Это оценили и солдаты, и враги. В боях - простота и неприхотливость -
сыграли свою роль. Шесть танковых армий, сформированных в основном из
Т-34, которые освобождали Украину, - представляли серьёзную угрозу
войскам вермахта. Уже тогда немецкое командование понимало, если
бронетехника Красной армии форсирует Днепр - это решит исход всей
войны. Битва за Днепр была ключевой в освобождении Украины. Потери
советских войск - по разным подсчётам - до миллиона человек. И - победа
на правом берегу.
Теперь перед Т-34 препятствий не было.
Днепровско-Карпатская операция - одновременное наступление 2 тысяч
танков по всему украинскому фронту - то, чего так боялся противник.
Пётр Холодов, ветеран ВОВ:
Машину эту хвалили и во время войны, она пехоту
поддерживала, артиллерию, 25 километров в сутки проходили танковые
войска в результате наличия именно Т-34.
Он учился на танкиста, но судьба распорядилась
иначе. Пётр Холодов освобождал Украину пулемётчиком. Пехота. Они были
на передовой, шли уверенно - ведь сзади их прикрывали танки.
Рассказывает, бои за правобережье - в 44-м не закончились бы победой,
если бы не эти машины.
Петр Холодов, ветеран ВОВ:
Т-34 остался непревзойденным танком, он не был
идеален, но в сравнении с тем, что мы имели, Шальмана, Валентайн, Т-34
такая машина была, которую действительно любили военные.
За время войны - выпустили около 35 тысяч Т-34. Танк разработали в Харькове, но собирали по всей стране - на семи заводах.
Всё, что изобретали позже, - по сути, лишь
модернизация детища Кошкина и Морозова. Т-34 давно списан из украинских
вооружённых сил, но в некоторых странах мира - этот танк до сих пор
главная единица ударной бронетехники.
Спустя 65 лет, машина-зверь превратилась в
машину-звезду. Снимается во всех фильмах о Великой отечественной. Самый
массовый танк, теперь действительно ушел в массы. Такие памятники
"тридцатьчетверке" есть почти в каждом украинском городе. Как свой
символ общей победы.
Аким Галимов, "Подробности недели", телеканал "Интер".